Установлен на западном берегу Тендровской косы (северо-западное побережье Черного моря) в 2,8 мили к югу от ее северной оконечности.
Коса, представляющая собой, по существу, низменный узкий песчаный остров, отделенный от материка узким проходом, очень опасна для мореплавателей не только ночью, но и днем при пасмурной погоде — песчаный берег очень низок и почти не приметен с моря.
Есть сведения, что огни на косе для безопасности плавания зажигали еще в древности греки [110]. В этом районе погибло немало их кораблей, так как при следовании из Босфора в Одессу они нередко сносились ветром и течением к востоку и садились на мели у Тендры.
В более поздние времена средствами ограждения здесь служили чаще всего дневные знаки, выставляемые на косе при необходимости. Строились они от случая к случаю, наспех и поэтому долго не сохранялись.
Когда в Черном море появился регулярный Российский флот, никаких навигационных знаков на косе, видимо, не было. Такое заключение можно сделать из анализа записей в “Журналах, веденных при флагманских делах во время плавания Черноморского флота...” конца XVIII века. Так, Ф. Ф. Ушаков записал в журнале 6 сентября 1790 года: “В 8-м часу оказался на вид и пеленгована... Тендры оконечность”. 23 сентября 1790 года в рапорте Г. А. Потемкину о результатах осмотра берегов между Севастополем и Очаковым он докладывал: “Посылаемые люди донесли, что на Тендре, кроме разбитых нескольких барказов, ничего не видали” [115]. Если бы были знаки и тем более какие-либо, даже примитивные маяки, об этом в штурманских журналах непременно было бы упомянуто и офицерам не пришлось бы пеленговать такой грубый ориентир, как оконечность Тендры.
4 мая 1803 года Адмиралтейств-коллегия, рассмотрев состояние ограждения маяками берегов Черного моря, приняла решение построить на северной оконечности Тендры деревянный маяк. Видимо, это решение не было выполнено, так как никаких данных о его существовании до 1827 года в архивных документах обнаружить не удалось.
Только в 1824 году на косе начались поиски наиболее выгодного места для маяка. Руководил ими капитан (впоследствии контр-адмирал, известный гидрограф) Н. Д. Крицкий. Составляя опись косы, он обратил внимание на небольшое возвышение, похожее на перевернутое блюдечко. Его необычная для этого места форма навела гидрографа на мысль, что это искусственное сооружение. Дальнейшие исследования подтвердили, что в далеком прошлом здесь находилось святилище владыки Понта — древнегреческого бога и героя Ахилла. Вблизи святилища, просуществовавшего, около 8 веков, находился, видимо, маяк, предупреждавший мореплавателей об опасной косе. В районе святилища найдены монеты 46 городов, в том числе Рима, Боспора и Фракии, что говорит о развитом в древние времена в районе Тендры мореплавании [117].
Тендровская коса и маяк Тендровский. Рис. 1850 г.
Строительство классного маяка на Тендре было завершено в 1827 году. 11 сентября он начал регулярное освещение. Маяк представлял собой белую круглую каменную коническую башню высотой 25 м, которая заканчивалась чугунным фонарем высотой 3,6 м. В фонаре размещался катоптрический осветительный аппарат с масляной лампой и тремя рефлекторами. С помощью часового механизма создавалась “вертящаяся”, т. е. проблесковая характеристика с дальностью видимости огня до 11 миль. Высота огня составляла 29 м от уровня моря.
Маяк находился в пустынном безлюдном месте, где не было даже проселочных дорог, что очень затрудняло его строительство, а затем и обслуживание.
В 1864 году, в период интенсивного развития парового флота, на маяке установили новый катодиоптрический олофтальный аппарат 2-го разряда с белым проблесковым огнем.
В 1860-х годах к маяку стала подкрадываться беда: началось быстрое подмывание косы с морской стороны. Если в момент завершения строительства линия прибоя отстояла от башни на 94 м, то к 1870 году она приблизилась до 7 м. Положение маяка становилось угрожающим.
Тендровский маяк с картины худ. И. С. Маношина
Директор маяков Черного и Азовского морей капитан 1 ранга В. М. Зарудный направил на косу для проведения исследований и выработки предложений заведующего Днестровско-Цареградской лоцманской дистанцией Глизяна. Опытный гидрограф выполнил промер, сделал мензульную съемку косы, проанализировал динамику изменения уреза воды и доложил: “Удержать маяк на теперешнем месте возможно, но необходимые при этом прочные гидротехнические работы, без сомнения, будут стоить дороже нового железного маяка большой высоты и с аппаратом 1-го разряда, построенного на безопасном месте, почти в равном удалении от западного и восточного берегов Тендровской косы... На теперешнем Тендровском маяке наемная прислуга живет в кухне... Вследствие чрезвычайного стеснения и различных неудобств жизнь на этом маяке невыносима. Необходимо озаботиться устройством удобного жилого строения и для этого воспользоваться камнем, из которого выстроен теперешний маяк ”[118].
Строительное отделение Морского технического комитета, рассмотрев результаты исследований, приняло решение новый маяк не строить, а укрепить берег. Сделано это было укладкой камней на грунт по всей территории от башни до уреза воды. Это, однако, помогло мало — башня, подмываемая водой, стала наклоняться, и в 1879 году ее пришлось выравнивать и устраивать дополнительные крепления.
Во время Крымской войны 1877—1878 годов смотритель получил инструкцию: при попытке неприятеля высадить десант на косе, “тотчас же оставить маяк и... на шлюпке... отступить в Егорлыцкий кут”.
Маяк Тендровский
Ожидаемый десант не состоялся и эвакуироваться маячникам не пришлось.
В 1881 году в осветительном аппарате масляную лампу заменили на петролейную. Это усилило свет и облегчило работу маячникам, так как масляная лампа часто гасла и приходилось несколько раз за ночь срезать нагар в светильнях.
16 и 17 декабря 1887 года маяк испытывала на прочность сильнейшая буря. Как докладывал смотритель маяка в Севастополь, “затопило всю Тендру, видны были только верхушки деревьев и кустарников. Маяку угрожала опасность. Башня сотрясалась. Ужас и страх были невыносимыми, он усугублялся ревом испуганного скота... Люди с трудом спаслись на рыбачьих барказах...” Башня выдержала и шквалистый ветер, и сотрясения от ударов мощных волн.
21 июня 1891 года маяк посетил великий князь флигель-адъютант
Александр Михайлович в сопровождении старшего флагмана Черноморского флота вице-адмирала М. Д. Новикова. Он дал высокую оценку порядку и организации службы на маяке, а также выразил признательность команде за оказание помощи экипажам судов, потерпевших крушение вблизи маяка (в 1891 году в 40 м от берега в результате тумана село на мель судно, а спустя некоторое время здесь же в 60 м от берега в шторм едва не затонул еще один пароход).
В 1892 году в Тендровском заливе находилась практическая эскадра Черноморского флота. На это время дополнительно к маяку на самой оконечности косы был выставлен красный огонь.
В 1903—1904 годах маяк был капитально отремонтирован. Напротив маячных зданий для укрепления берега и защиты строений от ударов волн устроили буны (гидротехнические сооружения в виде дамбы). К сожалению, пользы от них было мало.
В 1905 году маяк стал свидетелем того, как на Тендровском рейде впервые на русском флоте на броненосце “Потемкин” был поднят флаг восстания.
В годы Великой Отечественной войны маяк оказался в центре боев за Тендровскую косу. На ней находилась артиллерийская батарея, защищавшая конвои судов, снабжавшие обороняющуюся Одессу, базировались торпедные катера. На голой песчаной отмели были развернуты манипуляторные пункты 1-го (севастопольского) манипуляторного отряда.
Небольшое подразделение гидрографов Тендровского боевого участка, вооруженное мощными прожекторами, создало створ, ходовая часть которого была одной из самых длинных на театре. Возглавлял эту группу главный старшина Г. А. Степанов. Группа своими огнями безотказно обеспечивала отход кораблей и транспортов из Одессы. Один из манипуляторных пунктов с ацетиленовым аппаратом был установлен на балконе маяка. На период движения конвоев из оставляемой Одессы восстанавливалась штатная характеристика маяка.
При отступлении наших войск по приказанию командования манипуляторная группа была свернута и вместе с демонтированной техникой маяка 5 ноября 1941 года на катерах отправлена в Севастополь. В память о героях Тендры одесские студенты поставили на косе простой строгий обелиск из камней.
Необычным памятником тем суровым временам стал также табун полудиких лошадей, разросшийся от коней, брошенных при эвакуации маячниками. Они часто приходят на маяк к водопою, устроенному для них маячниками.
После освобождения Крыма маяк был восстановлен и оборудован современной маячной техникой. В 1950-х годах, когда от бун, выставленных в начале века, уже не осталось и следа, берег вновь попытались укрепить, на этот раз с помощью специально затопленных судов. Море в считанные дни замыло эти суда в песок, превратив берег у маяка в пляж.
В 1981 году во время жестоких осенних ветров пляж, защищавший маяк, размыло, и море вновь проникло в маячный городок, нанеся ему существенные повреждения. В очередной раз возник вопрос о переносе маяка на новое место, но бывший работник Одесского проектного института гидротехник В. И. Аверичев, разобравшись с ситуацией, сделал вывод, что ничего не надо делать, природа все сама приведет в норму, пляж восстановится, и маяк вновь будет под защитой. Так оно и случилось [92].
К моменту перехода маяка в начале 1990-х годов в ведение Украины на нем действовали: светооптический аппарат АСА-500, радиомаяк КРМ-300, наутофон ЛИЕЖ-300, радиолокационный маяк-ответчик фирмы “АГА-Эриксон” и другая аппаратура. Энергоснабжение маяка обеспечивалось дизель-агрегатами АСДА-12 и АСДА-20, ветроэлектростанцией УВЭЗ-77. Маяк обслуживали 10 вольнонаемных служащих. Они с честью выполняли свой долг на службе безопасности мореплавания.