Установлен на высоком берегу юго-восточной части Азовского моря в устье реки Кубань вблизи города Темрюк.
В 1570 году на месте современного города кабардинский военачальник Темрюк Изаров возвел крепость для защиты от набегов крымских татар. С присоединением в 1774 году края к России черноморские казаки на месте крепости основали станицу Темрюк, которая в 1860 году получила статус города и порта.
Через порт вывозился главным образом зерновой хлеб, который доставлялся в город из соседних Прикубанских станиц. Из-за мелководья крупные суда не могли подойти к причалам, поэтому хлеб в мешках грузился у пристаней на небольшие суда, которые доставляли его на рейд к бортам заграничных пароходов.
Маяк Темрюкский
Документально известно, что первый навигационный несветящий знак был выстроен на подходе к Темрюку в 1860 году. Его установили на западном мысе устья Темрюкского лимана. Он состоял из мачты высотой 10,5 м с четырьмя подпорами; на верху мачты были укреплены шесть горизонтальных реек, составлявших прозрачный квадрат углом вверх.
В 1873 году чуть севернее мачты выстроили еще один знак с двумя вертикальными рейками наверху. Образовавшийся створ указывал вход в Темрюкский лиман судам с осадкой не более 2 м.
К концу XIX века значительное количество наносов, оставляемых рекой Кубань, стало приводить к обмелению прибрежной части моря. Обмеление шло настолько быстро, что угрожало отрезать город от моря. Поэтому в 1902 году был разработан проект морского канала, изолированного от реки сплошной дамбой и выведенного в море за пределы распространения речных наносов. После завершения строительства канала судоходство в районе Темрюка значительно возросло, и в 1912 году было принято решение об установке в этой части Азовского моря классного светового маяка.
Строительство начали в 1913 году и, несмотря на значительное сокращение финансирования из-за начавшейся Первой мировой войны, завершили в 1916 году. Под руководством подпрапорщика Перекрестова была построена железная башня цилиндрической формы высотой 7,3 м с фонарным сооружением, в котором был установлен диоптрический светооптический аппарат 3-го разряда, светивший белым групповым проблесковым огнем на 20,5 мили.
В первые месяцы Великой Отечественной войны в Темрюке базировались отряды кораблей Азовской военной флотилии. Маяк обеспечивал выходы наших сил на выполнение заданий командования, а также передвижение кораблей и транспортов, осуществлявших эвакуацию войск и техники Северо-Кавказского фронта. Здесь же в декабре 1941 года осуществлялась посадка войск 51-й армии на корабли и суда для высадки десанта на побережье Керченского полуострова.
24 августа 1942 года в порт ворвались фашисты. В ходе боев маяк был разрушен. Освобожден Темрюк был советскими войсками 27 сентября 1943 года.
В 1947 году на месте развалин установили временную деревянную вышку с огнем, а в 1957 году построили каменную восьмигранную башню призматической формы с фонарным сооружением. Высота башни от основания 14 м, окрашена в белый цвет, цоколь — в желтый. Высота огня от уровня моря 69 м.
В 1970 году на маяке смонтировали новый светооптический аппарат ЭМН-500 с электрическим проблесковым аппаратом МЭП-75, который светит белым и красным проблесковыми огнями с дальностью видимости до 20 и 13 миль соответственно. На зимний период огонь выключается.
28 октября 1969 года маяк выдержал жестокий удар стихии. В сумерках на юго-восточное побережье Азовского моря ударил пятиметровый водный вал — следствие глубокого циклона, пришедшего издалека. Вот описание очевидца случившегося — смотрителя маяка: “В сумерках с Темрюкского маяка я увидел на северо-западе приближающуюся со стороны моря гору воды. У меня была плохо привязана лодка, и чтобы ее закрепить, я спустился с возвышенного берега, где стоит маяк, к морю. Но было уже поздно. Набежавший вал вырвал из рук цепь и закрутил лодку как пропеллер. Через несколько дней обломки лодки нашли на берегу. Я бросился к береговому обрыву и, цепляясь за кусты, успел влезть на обрыв раньше, чем его накрыл водяной вал. Море кипело до вечера, затем начало медленно затихать. Назавтра воцарился штиль, который держался два месяца” [11З].
В городе Темрюк даже через несколько месяцев после наводнения везде были видны следы разрушений. Материальные потери были огромны. Каботажные суда, стоявшие у причала Темрюкского порта, были выброшены далеко от акватории порта. Та же судьба постигла рыболовные сейнеры. Был разрушен Темрюкский рыбозавод, многие здания повреждены. Людей спасали вертолетами, лодками и всеми доступными средствами. Очевидно были и жертвы, но о них не писали.
Маяк выдержал этот удар стихии и продолжал указывать путь морякам.
Из специалистов, обслуживавших маяк, особого внимания заслуживает династия маячников Половых. Ее глава, Иван Дмитриевич, работал на маяке с 1946 по 1980 год (с 1964 года начальником). В годы войны, будучи командиром манипуляторного пункта, он участвовал в обеспечении высадки десантов Азовской флотилии на побережье Крыма, захваченное врагом. Награжден за храбрость орденом Красной Звезды и медалями. После войны старшина 1-й статьи Половой пришел на маяк и всю оставшуюся жизнь посвятил ему.
Вырастил он на маяке вместе с женой Валентиной Павловной троих детей, один из них, Анатолий, сменил отца на посту начальника маяка. Уйдя на пенсию, Иван Дмитриевич не смог расстаться с маяком и каждое утро появлялся на башне.
Бывший начальник Гидрографической службы Черноморского флота контр-адмирал Л. И. Митин рассказывает: «Украсил как-то Иван Дмитриевич вход в маячный городок стелой с фирменной маячной доской и якорем, да по незнанию не поставил, а положил ее у маячных ворот. Вышел однажды — лежат цветы на стеле, через день — снова цветы. Удивился Половой: “В чем дело?” И случайно открыл небольшую тайну. Маяк стоит на большой дороге, ходят по ней экскурсионные автобусы. Остановился один, привлеченный красивым видом маяка, экскурсовод сказал несколько слов о маяке и о начальнике его — ветеране, пролившем кровь за свободу Родины и отдавшем десятилетия жизни во благо безопасности мореплавания. Похоронен он на боевом посту...»
Вот так слава и память о прекрасном человеке опередили действительность.
И сейчас на маяке работают замечательные люди, достойные продолжатели славных традиций русских маячников.