Ирина ЮГАЙ,
главный библиограф отдела краеведческой библиографии
ПГПБ им. А.М. Горького (г. Владивосток).
Знающие люди утверждают: чем выше поднимаешься по лестнице вверх к «сердцу маяка» – тем чище и светлее становится на душе человека. Маяк! Это короткое и звучное слово олицетворяет собой не только луч света, помогающий мореплавателям выбрать правильный курс. Маяк – это прощание с домом перед дальней дорогой и начало трудного пути, это ожидание встреч и конец разлуки, это верный и надежный помощник в плавании и дружеская рука в беде. Его последним видит моряк, покидая порт, и – первым, возвращаясь из дальнего похода.
Сколько кораблей и человеческих жизней спасли сигналы маяков в штормовые тёмные ночи и туманные мглистые дни, скольким помогли в почти безвыходной ситуации в вечно опасном море благополучно вернуться домой!..
В прошлом маяки называли святынями морей. Им поклонялись, перед ними совершались ритуальные обряды, им салютовали из пушек. Считалось, что появление маячных огней в штормовой ночи перед взором попавшего в беду экипажа — это счастливое провидение, дар свыше. К теме маяков путешественники, писатели, журналисты, учёные-краеведы обращались всегда. И в наши дни маячная служба и все, что имеет к ней отношение, интересует многих. Тема эта широка, но я в своём обзоре затрону лишь наиболее значимые работы исследователей, посвященные маякам Тихого океана.
Начну с книги «Маяки России» (Санкт-Петербург, ГУНиО, 2001 г.), которая, на мой взгляд, открывает список главных книг на эту тему. «Маяки – мерцающие звезды Земли, часовые, охраняющие благополучие своих сыновей – мореплавателей» – такой поэтический эпиграф предпослан коллективом авторов (А.А. Комарицын, В.В. Корякин, В.Г. Романов) к этому интереснейшему изданию, материалом для которого послужили многочисленные архивные документы.
Книга содержит исторические очерки, которые повествуют о возведении и эксплуатации маяков. Представляет интерес раздел «Маяки Тихоокеанского побережья России», содержащий исчерпывающую информацию о маячном деле на ДВ России, в том числе и в Приморском крае.
В книге П.Ф. Бровко «Залив Петра Великого» (Владивосток, изд-во ДВГУ, 2003 г.), есть следующие сведения: «В 1857 году приказом от 18 мая контр-адмирал П.В. Казакевич рекомендует штурману, подполковнику В.М. Бабкину «отправиться на пароходе «Америка» для осмотра берегов, Лимана, залива Де-Кастри и вообще всех мест, куда пароход должен будет зайти по назначению, осмотрев берега, сделав замечания, в каких местах более удобно поставить створы или знаки, а также, где более необходимо поставить маяки».
Позднее Главное гидрографическое управление Морского министерства России утвердило план «…постепенного сооружения маяков во всех наших морях…в местах, наиболее требующих маячного освещения».
Как следствие реализации этой программы, началось интенсивное сооружение маяков в Приморье. Это целое созвездие маяков с вековой историей – Поворотный, Низменный, Белкина, Скрыплёва, Аскольд и других. Сегодня эти уникальные сооружения представляют историческую, архитектурную ценность и должны стать объектом детального краеведческого исследования. Тем более, что мы располагаем довольно обширной источниковой базой для этих исследований.
Ценные сведения о маяках Приморья, к примеру, нашли отражение в разных дореволюционных печатных изданиях.
Действительным членом ОИАК И.Н. Егорчевым сделаны отдельные выписки из газет: «Владивосток», «Дальний Восток» за 1899-1909 годы. Это интересные сведения: извещения, объявления, текущая репортерская хроника.
Вот, например, что писала газета «Дальний Восток» от 20 мая 1906 г.:
«18 мая, в 11 часов, с утра, с маяка Аскольд была получена телеграмма с известием, что шедший около мыса Гамова пароход взорвался на минах на SW 85 градусов от Аскольда. Немедленно к месту крушения были отправлены два миноносца и катер «Проворный». В 7 час. вечера один из миноносцев, отправившихся на поиски, возвратился и сообщил, что не нашел никаких следов крушения. Часов в 8 вечера на парусной яхте г. Янковского в порт приехал капитан погибшего судна. Оказалось, что влетевший на мины пароход назывался «Князь Горчаков» и принадлежал Северному обществу. Вся команда в числе 38 человек спасена и высадилась на остров Попов, за ней тотчас же был послан миноносец».
Интересное письмо опубликовано в газете «Дальний Восток» от 8 апреля 1909 г.:
«Не откажите поместить на страницах Вашей уважаемой газеты настоящее выражение благодарности командиру военного порта и его младшему помощнику г. Феклину за их содействие по спасению шхуны «Дельфин», а также смотрителю маяка о-ва Аскольд за оказанную помощь потерпевшему аварию судну и заботы об экипаже и пассажирах шхуны за время пребывания их на острове. Примите уверение в совершенном почтении владивостокской шхуны «Дельфин» В. Рябоконь».
Собранную информацию предполагалось использовать в одном совместном проекте ОИАК и Отдела Маячной службы Тихоокеанского флота (главный маячник ТОФ капитан 2-го ранга Павлюковский). Речь идет о подготовке издания о маяках Приморья, которое так и не увидело свет, поскольку его опередила уже упоминавшаяся в нашем обзоре книга «Маяки России», собранная и изданная с большей оперативностью.
Маячная тема заставляет нас вспомнить еще одно имя – А.И. Груздева, гидрографа, топонимиста и краеведа. Им написаны сотни публикаций по топонимике Тихоокеанского побережья и, конечно, о маяках Приморья. Много интересных сведений о маяках можно почерпнуть в сборнике «Александр Груздев», вышедшем в серии «Краеведы Приморья» (Владивосток, Рубеж, 2006 г.).
В фондах ПГПБ им. А.М. Горького мы то и дело находим материалы, также имеющие отношение к заявленной теме. К примеру, интересное упоминание о маяке Скрыплева нашло отражение в книге А. Хисамутдинова «Владивосток. Этюды к истории старого города» (Владивосток, изд-во Дальневост. ун-та, 1992, с. 97-100).
На свет маячных огней обращены взоры и мастеров изобразительного искусства. Мастерски подошел к решению этой темы известный приморский художник С. Черкасов. Его настенный календарь «Маяки Амурского залива» (Владивосток, изд-во «Красное знамя», 1991) стал событием в культурной жизни нашего края. Художественная основа календаря – акварельные рисунки, в атмосфере которых искусствоведы и журналисты отметили присутствие «гриновских мотивов и настроений». Приморские любители графики проявили к этой работе художника самый живой интерес, и календарь сразу же стал библиографической редкостью.
Увлеченность художника маячной темой, его постоянные, спустя годы, возвращения к ней, демонстрирует и его персональный альбом «Сергей Черкасов» (Владивосток, «Дальпресс», 2004), где от всего маячного хозяйства Приморья представительствует маяк Токаревский. Именно его отбирает автор для своего альбома. Возможно, с этим маяком автора связывает какая-то личная жизненная история, ведь чтобы понять «маячную жизнь», присмотреться к ней, объяснить и выразить ее поэзию, С. Черкасов подолгу жил на маяках и даже выполнял обязанности смотрителя. «Я всегда поражался качеству постройки маяков, – рассказывает художник, – и тому обстоятельству, как замечательно умели зодчие передавать в архитектуре особый ритм и дух их жизни».
Можно согласиться с автором книги «Залив Петра Великого» П.Ф. Бровко, что маяки как инженерные сооружения и архитектурные памятники, расположенные в местах удивительных морских пейзажей, представляют несомненный интерес для туристов всех возрастов и категорий. Есть смысл делать их объектами экскурсионных показов, разрабатывать маршруты. Привлекать к этим удивительным сооружениям всех неравнодушных: путешественников, историков- краеведов, художников, поэтов.
Теме маяков посвятил большую часть своих работ и фотохудожник Александр Попов. Его авторский альбом «Владивосток» (Владивосток, изд-во «Русский остров», 1999), посвященный 140-летию города Владивостока, проиллюстрирован фотографиями этих «тружеников моря», снятых с огромной любовью.
Маяки – одна из любимых тем и известнейшего приморского фотохудожника Ю.К. Луганского.
В его авторской книге «Владимир Клавдиевич Арсеньев. Биография в фотографиях, в воспоминаниях друзей, свидетельствах эпохи» (Владивосток, «Уссури», 1997), показаны разные виды маяков.
Фотографии маяков находят отражение во многих других фотоальбомах о Приморье. Красочным, впечатляющим разворотом маяка мыса Басаргина открывается фотоальбом «Приморье в фотографиях мастеров и дебютантов». (Владивосток, «Океанские вести», 2004).
Помимо вышеназванных источников, тема маяков отражена в буклетах, календарях, в заставке к программе Приморского телевидения, в эмблеме кинофестиваля «Меридианы Тихого» (художник-дизайнер из Риги Илона Гонсовская).
Особое, романтическое раскрытие этой темы мы находим в художественной прозе. Начнем хотя бы с А.П. Чехова, который во время своего путешествия на Сахалин побывал на маяке Жонкиер. Вот строки об этом посещении:
«Днем маяк, если посмотреть на него снизу, – скромный белый домик с мачтой и фонарем, ночью же он ярко светит в потемках, и кажется тогда, что каторга глядит на мир своим прекрасным глазом…».
На маяке Николаевском, несущем службу в Императорской гавани (ныне Совгавань), в одном из последних путешествий(1908-1910гг.) побывал В.К. Арсеньев.
Это свое посещение В.К. Арсеньев описывает в книге «В горах Сихотэ-Алиня», в главе «Смотритель маяка», где во всех подробностях описывает уклад жизни на маяке и с удивлением сравнивает его с укладом и порядками жизни на военном судне.
«Смотрителем маяка, – читаем мы у В.К. Арсеньева,- был старый боцман парусного флота Майданов. Как у настоящего моряка, у него была особенная походка, при ходьбе он покачивал корпусом и как-то странно держал руки, точно хотел схватиться за что-нибудь. Это был добродушный человек и исправный служака. Спал он не раздеваясь, т.к. он считал: «Если раздеваться, то какая это служба будет…». Он минута в минуту производил метеорологические наблюдения. Ночью он несколько раз ходил к фонарю, ходил к сирене, подолгу смотрел на море...»
У приморского поэта Юрия Рудого в сборнике стихов «Маяк» (Владивосток, Примор. кн. изд-во, 1961) есть такие строки:
Ночь темна на море,
Словно кто-то
Всё кругом закрасил
чёрной краской.
Только вдалеке для пароходов
Огонёк маячный тих и ласков.
Яркую мерцающую точку
Бурям никаким не погасить…
Мне б хотелось
В стихотворных строчках
Огонёк такой же засветить.
Маяки зажигаются ночью и гаснут с рассветом. Ночные работники, сторожа океанских просторов. Правильнее будет сказать – стражи. Их свет доходит до нас через столетия, их служба стара как мир и так же прекрасна, как этот мир, потому что в чем-то похожа на службу солнца. И абсолютно верно выражает суть этой службы фраза: «Светить всегда. Светить везде. До дней последних донца»…
____________________________
*Печатается в сокращённом варианте.
Источник: "Литературный меридиан" № 7, 2008