Утвердившись на Кавказе, Россия с середины XIX века начала тщательное изучение Каспия как важного стратегического региона. Систематические исследования берегов Каспийского моря с помощью военно-морских сил начали проводиться с 1854 года. В результате этих работ в начале 1860 года был составлен новый атлас, состоявший из 22 карт Апшеронского полуострова с ближайшими островами. Кроме того, для обеспечения безопасности плавания коммерческих судов и военных кораблей стали уделять большое внимание установлению новых и переоборудованию старых маяков на Апшеронском полуострове.
Одним из первых под маяк приспособили Девичью башню. 13 июня 1858 года на Девичьей башне установили маячный огонь, которым в ночное время обозначался вход на Бакинскую бухту. Дальность видимости составляла 15 км. В связи с тем что в дневное время очертания маяка сливались с фоном окружающих гор, в 1895 году на верхней части Девичьей башни была нанесена широкая белая полоса. Девичья башня выполняла роль маяка до 1907 года. Тогда проблески маяка стали теряться среди увеличившегося созвездия городских огней и этот маяк потерял свое значение, уступив свои функции Наргинскому маяку.
Маяк на острове Наргин (Беюк Зиря) впервые вступил в в действие 11 декабря 1884 года. Построенный на западном плесе острова Наргин он обеспечивал судам возможность входа ночью в Бакинский залив и представлял собой одноэтажное каменное жилое здание с 3-метровой башенкой на крыше, где находился фонарь Освещать путь кораблям помогали керосиновофитильная горелка, а затем газовый фонарь, со светооптическим аппаратом 4-го разряда, специально изготовленный в Швеции. В связи с началом войны в 1941 году здание маяка было взорвано по приказу советского военного командования. На острове Наргин в это время устанавливались зенитные орудия для защиты Баку от воздушных налетов, а здание маяка могло явиться хорошим ориентиром для немецкой авиации. Маяк на Наргине был восстановлен в 1958 году. На возвышенности средней части острова была построена каменная 18-метровая башня со сложной оптико-навигационной системой. Этот маяк действует и по настоящее время. Обслуживание маяка происходит вахтенным методом, персонал сменяется на острове через каждые 2 недели. Свет от маяка виден на расстоянии 20-30 км. Питание осуществляется от солнечных батарей, которые могут обеспечивать питание до 7 суток, далее электроэнергия поступает от дизельного генератора.
Предложение о строительстве маяков на северном побережье Апшерона было поднято Кавказским наместником еще в 1852 году, но из-за отсутствия средств это предложение было отклонено. Вопрос о безопасности судовождения стал актуальным уже через несколько лет, когда 14 сентября 1857 года у побережья близ мыса Шоулан разбился крупный пароход "Куба". Для обеспечения безопасности судовождения на северном побережье Апшеронского полуострова во второй половине XIX века были сооружены три маяка: Апшеронский, Амбуранский (его еще иногда именуют "Нардаранским") и Шоуланский, которые служат и по сей день.
В 1859 году, на горе напротив острова Пир-Аллахи, был построен Апшеронский маяк - самый крупный из местных маяков. Он представляет собой 25-метровую каменную башню оригинальной конструкции с арочным входом и окнами в виде якорей. На вершину сооружения ведут 102 ступеньки винтовой лестницы. 23 октября 1860 года маяк вступил в строй. Имея дальность видимости огня 38 км, он обеспечивал судам безопасный вход в ночное время в Апшеронский пролив между материком и островом Пир-Аллахи. Маяк освещался керосиновой лампой. Впоследствии, в 1912 году освещение маяка было заменено керосиново-калильной установкой, а с 1956 года электричеством. В настоящее время свет маяка обеспечивает 500 Вт электрическая лампа и система специальных линз.
В 1874 году Бакинское общество "по спасению погибающих на море" возвело при входе в Апшеронский пролив с севера, на мысе Шоулан спасательную станцию, а еще через 33 года на крыше ее здания было установлено фонарное сооружение с оптическим аппаратом с дальностью видимости 15 км. Дальность видимости огня была увеличена до 24 км после переустройства источника света маяка в 1935 году. В настоящее время маяк находится в введении военного ведомства, а обслуживающий персонал с семьями живет в двухэтажном здании маяка.
Амбуранский маяк был сооружен в 1882 году на Амбуранской косе на возвышенности Калагя. Он представлял собой двухэтажное каменное жилое здание, на крыше которого в 1884 году был установлен осветительный фонарь. Огонь этого маяка отличался от других апшеронских маяков своим бело-красным проблеском. В сентябре 1983 года, после реконструкции, огонь маяка из секторного стал круговым.
Всего вдоль азербайджанского побережья располагались 9 из 19 Каспийских маяков. Кроме вышеуказанных маяков, существовали и другие: один на острове Санги-Мугань (Свиной), второй в Ленкорани. Маяк на острове Санги-Мугань знаменит тем, что был изготовлен во Франции в 1891 году по расчетам и чертежам Эйфеля - признанного мастера изящных металлических башен. Маяк представлял собой чугунную трубу высотой примерно 50 метров. Во время одного из извержений грязевого вулкана, которыми славится остров Санги-Мугань, ударил газовый фонтан высотой более 150 метров и расплавил чугун маячной трубы. Позже здесь был установлен новый электронный маяк. История Лянкяранского маяка насчитывает несколько столетий (200-300 лет), построен он также по французскому проекту. Еще два недействующих маяка находятся в устье Куры: ныне они отключены за ненадобностью. Следующий маяк стоит на границе Азербайджана с Ираном - в Астаре. Кроме этого, в разные годы в состав Каспийской флотилии входили, по меньшей мере, три плавучих маяка — по старой морской традиции такие суда обозначают опасные подводные скалы и отмели, где невозможно установить "обычный" маяк с башенкой и огнем на вершине.